Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №4 / 2014
Защита прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования
1Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области, Воронеж; 2Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Минздрава России
В статье представлены основные законодательные акты, регламентирующие деятельность в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) в Российской Федерации и достижения за 20 лет в этой сфере в Воронежской области. Изложены результаты анализа мероприятий, проведенных в 2013 г., по защите прав застрахованных Территориальным фондом ОМС Воронежской области, которые свидетельствуют о том, что внедрение нового законодательства в системе ОМС способствовало активизации деятельности по обеспечению граждан РФ, проживающих на территории Воронежской области, бесплатной качественной медицинской помощью, информированию населения и изучению удовлетворенности застрахованных качеством оказания медицинской помощи.
Система здравоохранения и система социальной защиты – универсальные системы, затрагивающие интересы 100% граждан и влияющие на социальное самочувствие общества и электоральные предпочтения. Состояние здоровья граждан можно рассматривать как надежный показатель экономического роста и важнейший элемент национального богатства страны. Право на охрану здоровья работающих и неработающих граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статьи 7, 41).
В 1991 г. был принят закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который позволил применить новые подходы к оказанию медицинской помощи, заложить новые принципы в сфере финансового обеспечения здравоохранения, а именно создать бюджетно-страховую модель финансирования государственной системы здравоохранения в России. Обязательному медицинскому страхованию (ОМС) предстояло осуществить целую систему мер по обеспечению прав граждан и удовлетворению потребностей населения в качественной и доступной медицинской помощи.
Двадцать лет исполнилось системе ОМС. В настоящее время это хорошо отлаженный механизм, участниками которого являются:
- территориальные фонды, реализующие государственную политику в сфере ОМС на территориях субъектов Российской Федерации;
- страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС на основании договора о финансовом обеспечении ОМС, договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией;
- медицинские организации, работающие в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с территориальной программой ОМС.
Субъектами ОМС являются:
- застрахованные лица – лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с действующим законодательством;
- страхователи – плательщики страховых взносов на ОМС;
- Федеральный фонд – страховщик по ОМС.
Деятельность в системе ОМС регламентируется федеральными законами и нормативно-правовыми актами, в том числе взаимоотношения медицинской организации и страховой медицинской организации в рамках осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.
29 ноября 2010 г. Государственной Думой РФ был принят федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, определяет правовое положение субъектов и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:
- правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
- права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
- полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
- права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
- права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.
Воронежская область – один из крупнейших регионов Центрального федерального округа – занимает второе место по количеству застрахованных в системе ОМС после Московской области.
По состоянию на 1 января 2013 г. численность лиц, застрахованных по ОМС в Воронежской области, составила 2 309 455 человек, из них:
- работающего населения – 745 020 человек;
- неработающего населения – 1 564 435 человек.
О внимании государства к страховой медицине, а также о результативности деятельности Федерального и, соответственно, Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) можно судить по значительному росту финансирования страховой медицины в течение последних лет.
Так, согласно постановлению администрации Воронежской области от 19 марта 1999 г. № 208 «Об утверждении программы госгарантий обеспечения граждан РФ, проживающих на территории Воронежской области, бесплатной медицинской помощью», в ее реализацию было вложено немногим более 476 млн руб. В 2013 г. на реализацию территориальной программы государственных гарантий истрачено свыше 14,6 млрд руб. Увеличение в тридцать раз! Подушевые нормативы финансирования территориальной программы ОМС выросли в 31 раз (рис. 1, 2).
За два десятилетия средний тариф по амбулаторной помощи в Воронежской области увеличился в 28 раз. В 23,5 раза вырос средний тариф медицинской помощи, оказанной в стационаре.
Способствовали этим достижениям мероприятия...