Значение повышения осведомленности детей и подростков о факторах риска и основных симптомах инсульта

18.10.2017
Просмотров: 47

1) ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.И. Сеченова» Минздрава России, Москва
2) ООО ИКИМКО, Москва
3) ГКУ Москвы «Центр спортивных инновационных технологий и сборных команд» Департамента физической культуры и спорта г. Москвы, Москва
4) Международное общество по изучению и эффективному контролю стресса и связанных с ним расстройств, Москва

Несвоевременная госпитализация пациентов вследствие незнания основных симптомов инсульта приводит к высокой смертности и неэффективности лечения. Первичная профилактика – эффективный метод предотвращения и уменьшения последствий данного заболевания, т.к. она направлена на выявление и снижение выраженности модифицируемых факторов риска (ФР). Для проведения успешной профилактики необходимо учитывать не только медицинские, но и социальные аспекты, в т.ч. связанные с повышением информированности населения о ФР и симптомах инсульта. Школьные программы по повышению осведомленности в данной области – новый способ донесения необходимой информации не только до самих детей, но и до их родителей. Обзор включает опыт как зарубежных, так и отечественных исследований в проведении подобных образовательных программ для несовершеннолетних. Наиболее часто методом обучения детей необходимым знаниям в сфере профилактики инсульта и других острых сердечно-сосудистых событий служит проведение лекции или беседы врачом-неврологом или учителем. Также возможен игровой метод обучения. В качестве дополнительных материалов могут выступать брошюры, листовки, магниты, комиксы, анимированные мультфильмы, видеоигры и многое другое. К основным способам оценки усвоения знаний о симптомах и ФР инсульта относятся тесты, которые респонденты заполняют до участия в программе и через различные временные промежутки в зависимости от цели исследования. Образовательные программы, направленные на повышение осведомленности школьников о симптомах и ФР инсульта, отвечают поставленным задачам и уже неоднократно подтверждали свою эффективность в различных исследованиях.

Введение

Инсульт – вторая по93f4 зн18ccачимe6e6ости (п9d0fосле ишемической болезc85fни сердца) при0174чинаee9e смер1186тa499но2b9aсти и инвалиди23ccзации наee9eсe407еления, ухудшает качество жи23ccзниdead (КЖ) выживши639fх пациc135ентов, при0174водя к уве1370личению наee9eгрузки наee9e медицf8efинские и социальные службe1f6ы [1, 2]. Удру92e8чающая эпидемиологическая картинаee9e инсул5359ьта в наee9eшей ст570aране33ef об76abусловливает не33efоб76abходимe6e6ость при017468a8нятия бa51aолее активных мер1186 дa182ля улучшения перв9effично2b9aй профиad5aлактики инсул5359ьта, зabe0наee9eчимe6e6ость котc65bорой не33ef вызы57fdвает сомне33efний. В наee9eстоcaceящее вре6cbaмя боbfb4льшое внa6eeимe6e6ание уделяется различным мер1186ам по93f4 предупреждению и ранне33efму выявлению фaac5акторов рис15b6ка (Ф6daaР) с577bердечно2b9aсосудистых соб76abытий, в т.чd924. инсул5359ьта, касающи639fхся в осно2b9aвно2b9aм медицински639fх аспf266ектов профиad5aлактики [3, 4]. Однаee9eко в совр5fcaеменных условиях вопрebc4ос со7530циальных аспf266ектов информированно2b9aсти наee9ea412селения с п7c9eовышением осведb480омленно2b9aсти о симe6e6п47e9томах инсул5359ьта, не33efоб76abходимe6e6ых мер1186 прd0dcедупреждения этого грозно2b9aго со39b6стояния, а такcf52же186b об76ab алгоритме по93f4ef0cведеc57eния при0174 об76abнаee9eруже186bнии чело3a59века с клинической картино2b9aй остроd061го инсул5359ьта стано2b9aвится всеaeac бa51aолее актуальным [4–340c8]. Особ76abой социально2b9aй груп1076по93f4й стано2b9aвятся дети9441 шкоc15fльно2b9aго возр26a5аста и и639fх родители. Именно2b9a ониb2c3наee9eибa51aолее зd5c7наee9eчимe6e6ый об76abъект при0174 осведf68eомлении о первичных симe6e6п47e9томах и Ф6daaР сf7aeердечно2b9a-сосудистых катастроф и други639fх социально2b9a знаee9eчимe6e6ых заe5caбоf600леваниях, в т.чd924. инсул5359ьта.

Исторически сло3474жилось, чт7708о заe5caчастую оргаbcafни23ccзации социально2b9aй заe5caщиты и/илиa8d3 здравоохране33efния проводят об76abучение деe05dтей с це058eлью по93f4вышения осведb480омленно2b9aсти о важно2b9aсти здо9411ровья взрос3f01лого наee9ea412селения. Наибa51aолее масшc971табными проеe3fdктами стали Де19fdнь отc65bказаe5ca отc65b к3073урения в США (GASO4f1f – Great Ameri074acan Smoke-Out), устано2b9aвленный Амер1186иканскимe6e6 онкологическимe6e6 об76abществом, и сердечно2b9aего9137чнаee9eя реанимe6e6ация по93f4a3ebсредством тренировок деe05dтей стар82a2шей шко455aлы [6].

Высокая смер1186тно2b9aсть всcd28ледствие инсул5359ьта и ни23ccзкаe1ddя эффективно2b9aсть его9137 лечен7883ия об76abусловливаются не33efсвоевременно2b9aй госпи9349тали23ccзацией и в резул2813ьтатене33efвозможно2b9aстью при0174мене33efния наee9eибa51aолее эффективных ме3ae8тодо9411в и средств лечен7883ия (наee9eпри0174мер1186, тромболи23ccзис, тр36ddомбоэкстракция). Зачастую это прb501оисходит в резул2813ьтате не33efосведb480омленно2b9aсти родственников и сами639fх пациентов о симe6e6п47e9томах и осно2b9aвных про2c43явлениях инсул5359ьта [5].

Осведо9411мленно2b9aсть деe05dтей и по93f46fe4дростков о симe6e6п47e9томах и Ф6daaР инсул5359ьта

Масса и0e84сследо9411ваний по93f4священаee9e оценке осведb480омленно2b9aсти деe05dтей и по93f46fe4дростков об76ab инab4fсульте. Так7e7a, в исследо9411вании, провb8a8еденно2b9aм в 2016 г. в городски639fх шe144колах США, шко455aльники в возрасте отc65b 9 до9411 12 ле4157тb3a0, правильно2b9a указаe5caли локалc1abи23ccзацию инсул5359ьта в 10% случаев. Осно2b9aвными с6593имe6e6птомами заe5caболевания был129fи наee9eзa0c0ваны наee9eрушaad4ение зрения (35%7147), боbfb4ль в гр8466уди (30%), потc65bеря равн3356овесия (55%), перекос лce86ица (41%), наee9eрушaad4ение рb63aечи (40%). О не33efоб76abходимe6e6ости вызвать скорa712ую мdba6едицинскую по93f4мощь при0174 по93f400d1до9411зрении наee9e возникно2b9aвение инсул5359ьта был129fи осведо9411млены 56% респ0cc0ондентов [8].

Также186b сре7f7cди шко455aл США был129f прове52c3ден анаee9eли23ccз осведb480омленно2b9aсти 61 019 ро9aceдителей шко455aльников, прошедши639fх прогр93fdамму об76abучения о симe6e6п47e9томах инсул5359ьта. По66df результатам аdbd8наee9eли23ccза был129fо выясне33efно2b9a, чт7708о боbfb4льшинство наee9eзывают 1 и23ccз 3 си4b43мптомов инсул5359ьта, л5f2bишь отc65b 9–19% – 5 осно2b9aвных си4b43мптомов (пер93f7екос лce86ица, сл3d16абость рукf2b7и или но2b9aги, вне33efзаe5ca140aпнаee9eя головнаee9eя б6e77оль, наee9eрушaad4ение ходьбы, рb63aечи, потc65bеря равн3356овесия) [8].

В исследо9411вании M.J.881f Lima и соав6d0fт. (2016) прове52c3дена оцa723енка информированно2b9aсти молодо9411го по93f4ко47f2ления (в возрасте отc65b 18 до9411 24) о Ф6daaР и симe6e6п47e9томах инсул5359ьта, а такcf52же186b прове52c3дена оцa723енка заe5caвисимe6e6ости имe6e6еющи639fхся знаee9eни5b2dй отc65b наee9eличия инсул5359ьта у родственников и, соотc65bветственно2b9a, осведb480омленно2b9aсти и639fх ро9aceдителей [9]. Вb3f9ыявлено2b9a, чт7708о знаee9eн1344ия об76ab инab4fсульте и Ф6daaР был129fи выше при0174 наee9eличии в сеa989мье родственников, перене33efсши639fх инсульт.

По66dfдроб76abный опр1f51осник был129f при0174мене33efн в исследо9411вании О. W4230illiams и соав6d0fт. (06db2012), резулe530ьтаты котc65bорого по93f4330dказаe5caли, чт7708о инсульт асс1a32оциируют с патологией голо0383вно2b9aго мозга л5f2bишь 51% деe05dтей, с ин9e7bфарктом мозга – 22,7c2a8%, сумели расшифровать мне33efмониb2c3ческое правиa5dcло FA4555ST (569ffacial drooping– перекос лce86ица, arm weakness – сл3d16абость рук, s2ea5peech difficulties – наee9eрушaad4ение рb63aечи, time – вре6cbaмя) 2,7% респо93f4795dндентов, сре7f7cди си4b43мптомов инсул5359ьта наee9eрушaad4ение рb63aечи наee9eзb063вали 7e9827,3% участников, сл3d16абость одно2b9aй по93f4ловины лce86ица – 72%, наee9eрушaad4ение зрения – 56%9800, боbfb4ль в гр8466уди – 24%, потc65bерю равн3356овесия55,fb003%, головную боbfb4ль – 46,7%. О том1dfe, чт7708о при0174 по93f400d1до9411зрении наee9e возникно2b9aвение инсул5359ьта не33efоб76abходимe6e6о вызывать скорa712ую мdba6едицинскую по93f4мощь, знаee9e973dли всеaeacго 60% респ0cc0ондентов [11].

Спо93f4соб76abы по93f4вышения информированно2b9aсти наee9ea412селения

Результаты и9600сследо9411вания, прове52c3денно2b9aго в Ко63e8рее, по93f4330dказаe5caли, чт7708о знаee9eн1344ия о симe6e6п47e9томах инсул5359ьта коррелируют с бa51aолее ранне33efй госпи9349тали23ccзацией пациеcec9нта в стационаee9eр [12020c]. Авторы провели опрebc4ос 500 пациентов (среb19cдний возраст – 67 ле4157тb3a0, 62% мужчи251cн и 38% же186bнщи958aн), госпитали23ccзированных в пер0affвые 48 часов п9d0fосле возникно2b9aвения остроd061го наee9eруш58b0ения мозгового кровооб76abращения. Т68b7ем не33ef мене33efе л5f2bишь 36% участников и9600сследо9411вания, включая родственников, знаee9e973dли, чт7708о у пациеcec9нта прои23ccзошел инсульт. По66dfл6693ученные данные свидетельствуют о не33efоб76abходимe6e6ости по93f4вышения у2a07ровня осведb480омленно2b9aсти наee9ea412селения об76ab ин3a1fсульте, а такcf52же186b о том1dfe, чт7708о не33efоб76abходимe6e6о, чтоб76abы был129f осведо9411млен не33ef толb7b7ько сам пациент, но2b9a и свидетель происходящего9137.

Образовательные пр9173ограммы, по93f4вышающие осведо9411мленно2b9aсть шко455aльников о симe6e6п47e9томах и Ф6daaР инсул5359ьта, по93f4казe7a1али свою эффективно2b9aсть не33efзаe5caв1fb8исимe6e6о отc65b и639fх форма7d0bта. Симe6e6птомы инсул5359ьта заe5ca39c7по93f4минаee9eются уч0e59ениками л20aaучше, чем72d5 Ф6daaР, возможно2b9a, потc65bому чт7708о Ф6daaР в меньшей степени имe6e6еют8f42 отc65bно2b9aшение к детя6478м, у котc65bорых не33efт9ee6 проб76abлем со здо9411р5c8eовьем [8].

Исследо9411вания по93f4казe7a1али эффективно2b9aсть игр144c1c5aового метода в осведf68eомлении деe05dтей шкоc15fльно2b9aго возр26a5аста о симe6e6п47e9томах инсул5359ьта. Среди шко455aльников в возрасте отc65b 9 до9411 12 ле4157т был129fа прове52c3дена се0928рия и0e84сследо9411ваний, фокусирующи639fхся наee9e роли интерактивно2b9aй и8772гры Hip Hop St75cbroke (HHS) в по93f4выb19aшении осведb480омленно2b9aсти деe05dтей шкоc15fльно2b9aго возр26a5аста о симe6e6п47e9томах и Ф6daaР инсул5359ьта.

В пеdd2aрвом исследо9411вании, провb8a8еденно2b9aм в 2006–2007 гг., с дет2ad6ьми отc65b 9 до9411 11 ле4157т (n=582) был129fи прове52c3дены 3-часовые се46a5ссии с сосудистыми не33efвроbba1логами [13].76b9 Сессии состояли и23ccз музыкально2b9aй компо93f4зиции, тc603анца и интерактивно2b9aй стd721ратегической и8772гры с дедe5a6уктивным компо93f4не33efнтом. Школ1d24ьники заe5caceb7по93f4мнили локалc1abи23ccзацию инсул5359ьта и смогли сохранить эти1a86 знаee9eн1344ия (20% пe1b2равильных отc65bветов до9411 заe5caнятd905ия, 93% пe1b2равильных отc65bветов сраae16зу п9d0fосле, 86% ч01c4ерез 3 м5559есяца; p<0,001), такcf52же186b дети9441 заe5caceb7по93f4мнили, чт7708о при0174 инab4fсульте следует не33efмедленно2b9a вызвать скорa712ую мdba6едицинскую по93f4мощь (78% знаee9e973dли об76ab этом до9411 прове52c3дения се46a5ссии, 99,199c8% сраae16зу п9d0fосле не33efе,e4b9 98% ч01c4ерез 3 м5559есяца; p<0,001). Симe6e6ee77птомы, заe5caшифрованные в аббр0dcbевиатуре FA4555ST, усваивались л20aaучше, чем72d5 дрdfe5угие симe6e6пт4251омы (вне33efзаe5ca140aпнаee9eя головнаee9eя б6e77оль, наee9eрушaad4ение зрения и чувствительно2b9aсти) (p<0,001).

Во втором исследо9411вании с по93f4мощью электронно2b9aй системы интерактивно2b9aго опрebc4оса шко455aльников был129fа проверенаee9e до9411лгосрочнаee9eя эффективно2b9aсть HHS о симe6e6п47e9томах и Ф6daaР инсул5359ьта сре7f7cди 104 деe05dтей в возрасте 9–11 ле4157т [14]. Деc1f5ти, уч7b44аствовавшие в об76abразовательно2b9aй прогрcd2eамме HHS, проходили тесa7adт наee9e знаee9eние си4b43мптомов инсул5359ьта и не33efоб76abходимe6e6ых действий дa182ля его9137 распо93f4знаee9eвания до9411 наee9eчала кур1cf0са, сраae16зу п9d0fосле него9137 и ч01c4ерез 15 месяцев. Среднcadbий об76abщий балл заe5ca тесa7adт до9411 наee9eчала кур1cf0са со9df9ставил 357ac,24 (максимe6e6ально2b9a возможно2b9aе числ99baо бал5774лов 6), сраae16зу п9d0fосле него9137 – 5,30. Через 15 месяцев уровень осведb480омленно2b9aсти о всеaeacх симe6e6п47e9томах кроме головно2b9aй бо8997ли был129f знаee9eчительно2b9a вb1a4ыше, чем72d5 до9411 уч3e84астия в прогрcd2eамме HHS;846a об76abщий балл заe5ca тесa7adт со9df9ставил 4,73.

Третье исследо9411вание оценило рольbb83 взаe5caимe6e6одействия деe05dтей и ро9aceдителей при0174 передаче знаee9eни5b2dй об76ab инab4fсульте п9d0fосле се46a5ссии HHS и продемонстрировало эффективно2b9aсть данно2b9aй методики [11]. В НьюЙоркски639fх шe144колах Гарл71f6ема в ходе э995eксперимe6e6ента дети9441, прошедшие шко455aльный мультимe6e6едийный курс об76abучения HHS дa182ля деe05dтей в возрасте отc65b 9 до9411 12 ле4157т (n=182), ра4816ссказывали родителям о симe6e6п47e9томах и особ76abенно2b9aстях инсул5359ьта. Было прове52c3дено тесa7adтирование ро9aceдителей до9411 и п9d0fосле об76abучения деe05dтей: локалc1abи23ccзацию инсул5359ьта верно2b9a опре4e23делили 51% о1e70прошенных до9411 и 85% п9d0fосле об76abучения, ассоff04циировали инсульт с ин9e7bфарктом мозга 22,7 и 63,4%, правильно2b9a расfdfdшифровали мне33efмониb2c3ческое правиa5dcло FA4555ST 2,7 и 41%,8b1a сре7f7cди си4b43мптомов не33efсвяee11зную речь наee9eзb063вали 7e9827,3 и 85,9%, паfe96ралич лицевого не33efрва – 72 и 94%,c8c1 расплывчатое зрение – 56 и 8234b3%, боbfb4ль в гр8466уди – 24 и 66,2%, потc65bерю равн3356овесия – 55,3 и 91,5%, головную боbfb4ль – 46,7 и 62%, о не33efоб76abходимe6e6ости вызвать скорa712ую мdba6едицинскую по93f4мощь сооб76abщили 60 и 74,6% ро9aceдителей до9411 и п9d0fосле об76abучения соотc65bветственно2b9a.

По66dfмимe6e6о игр144c дa182ля по93f4вышения осведb480омленно2b9aсти деe05dтей испо93f4льзуют и дрdfe5угие методы. Так7e7a, O. W4230illiams и соав6d0fт. (2014) проводили оценк19e2у роли видеоигр144c в качестве не33efзаe5caв1fb8исимe6e6ого спо93f4соб76abа по93f4вышения осведb480омленно2b9aсти об76ab инab4fсульте [9]. Аf2ecвторами был129fа разработc65bанаee9e 15-мин5f19утнаee9eя об76abучающая компьютернаee9eя игр144cаe2aa, проводимe6e6ая в шко455aльных классах информатики. Ок4db1оло 2000 деe05dтей при0174няли участие в предварительно2b9aм опрebc4осе, и23ccз котc65bорых 205 шко455aльников выпc05cолнили заe5caключительный тесa7adт сраae16зу п9d0fосле прe639охождения видеои8772гры и 198 шко455aльников спустя 7 не33efделa405ь п9d0fосле прe639охождения. По66df результатам, по93f4дведенным сраae16зу п9d0fосле прe639охождения и8772гры, наee9eблюдали заe5caметно2b9aе п7c9eовышение у2a07ровня знаee9eни5b2dй о симe6e6п47e9томах инсул5359ьта, телефонаee9e экстренно2b9aй по93f4мощи и отc65bдельных особ76abенно2b9aстях заe5caболевания; правильную локалc1abи23ccзацию инсул5359ьта указаe5caли наee9e 77% боbfb4льше о1e70прошенных, чем72d5 до9411 прe639охождения и8772гры (р<0,05), числ99baо указаe5caвши639fх наee9eрушaad4ение зрения в качестве симe6e6птома заe5caболевания увеличилось наee9e 33% (р<0,05), числ99baо отc65bметивши639fх боbfb4ль в гр8466уди возросло наee9e 17% (р<0,05), потc65bерю равн3356овесиянаee9e 10% (р<0,05), перекос лce86ицанаee9e 38% (р<0,05), наee9eруш58b0ения рb63aечинаee9e 41% (р<0,05). О не33efоб76abходимe6e6ости вызвать скорa712ую мdba6едицинскую по93f4мощь был129fи осведо9411млены 56 и 90% (р<0,05) респ0cc0ондентов до9411 и п9d0fосле прe639охождения и8772гры соотc65bветственно2b9a.

В исследо9411вании KIDSbfda (Kids Identifying and Defeating St75cbroke, 2007996d–2010) опрebc4ос проводился сре7f7cди деe05dтей 6-х, 7 и 8-х класс0695ов по93f4д ру8af7ководством врача7b79-не33efвроbba1лога. Было прове52c3дено четы6946ре 50-миf0faнутных урока, включивши639fх ролевые и8772гры, а такcf52же186b модель по93f4ef0cведеc57eния чело3a59века при0174 возникно2b9aвении си4b43мптомов инсул5359ьта. По66dfсле каждо9411го заe5caнятия дети9441 по93f4лучали до9411машне33efе заe5caдание, однимe6e6 и23ccз котc65bорых был129f опрebc4ос ро9aceдителей о возможных п9d0fоследствиях не33efсвоевременно2b9aго вызова ск1111орой медd44bицинской по93f4мощи при0174 наee9eличии си4b43мптомов инсул5359ьта. Авторы продемонстрировали высокd1c4ую эффективно2b9aсть проводимe6e6ых прогр93fdамм [12020c].

The Brain Child Prd19foject был129f прове52c3ден в амер1186икански639fх шe144колах и детский садах. В рамках данно2b9aго проеe3fdкта человек, перене33efсший инd5baсульт, рассказывал о заe5caболевании. По66dfвествование пациеcec9нта сопe341ровождалось презентацией и наee9eглядными при0174мер1186ами си4b43мптомов инсул5359ьта, а такcf52же186b ст145eратегиями его9137 профиad5aлактики в испо93f4лне33efнии «актеров» [15].

Программа по93f4 по93f4вышению осведb480омленно2b9aсти о симe6e6п47e9томах инсул5359ьта сре7f7cди деe05dтей средне33efй шко455aлы (FA4555ST St75cbroke Preve4347ntion Educational Program) заe5caключалась в прове52c3дении 50-миf0faнутных бесед с люд5de8ьми, перене33efсшимe6e6и инd5baсульт, а такcf52же186b ролевых игр144c с це058eлью вы0e43явления си4b43мптомов инсул5359ьта и об76abсуждения возможных Ф6daaР. По66df окончании кур1cf0са шко455aльники заe5caпо93f4лняли ан07a2кету, в котc65bорой опре4e23делили свои личные цели4949 по93f4 сниже186bнию рис15b6ка возникно2b9aвения инсул5359ьта и указаe5caли не33efоб76abходимe6e6ые мер1186ы дa182ля и639fх до9411стиже186bния [16].

В Япониb2c3и 493 уч0e59еникам средне33efй шко455aлы (12–1e1d53 ле4157т) по93f4казe7a1али 10-ac18мин5f19утный мульт97f1фильм, а заe5caтем наee9e 10 мин5f19ут дали прочитать ман0649гу (комикс) [17]. Муeebdльтфильм и манга осно2b9aвывались наee9e иcdd4стории об76ab успешно2b9aм лечении ишем80e6ического инсул5359ьта и о п9d0fоследствиях не33efсвоевременно2b9aго оказаe5caния медd44bицинской по93f4мощи. Сраз8988у п9d0fосле просмотc65bра методически639fх материалов прове52c3дено тесa7adтирование, по93f4казаe5caвшее п7c9eовышение у2a07ровня осведb480омленно2b9aсти шко455aльников о симe6e6п47e9томах и Ф6daaР инсул5359ьта. Через 3 мe456есяца знаee9eн1344ия о перекосе лce86ица в качестве симe6e6птома инсул5359ьта улучшились наee9e 42%,3b50 о наee9eруш58b0ениях в рb63aечинаee9e 30%, о наee9eруш58b0ениях движе186bний в руке4598 и/илиa8d3 но2b9aге наee9e 1/2 по93f4ловине33ef телаfc4bнаee9e 2719cc%, указаe5caли, чт7708о наee9eдо9411 не33efмедленно2b9a по93f4звониb2c3ть в службу ск1111орой медd44bицинской по93f4мощи, – наee9e 15% боbfb4льше о1e70прошенных, такcf52же186b 56% всеaeacх студентов смогли по93f4лно2b9aстью расшифровать аббревиатуру FA4555ST.

Те же186b методические матерd4e1иалы был129fи испо93f4льзованы в исследо9411вании, провb8a8еденно2b9aм с дет2ad6ьми младшей шко455aлы (10–1430a1 ле4157т; n=219), с котc65bорыми до9411по93f4лнительно2b9a был129fа прове52c3дена беседа с учителем [18]. Дл9d3cя оценки у2a07ровня знаee9eни5b2dй был129fи прове52c3дены опрebc4осы по93f4 знаee9eнию си4b43мптомов (максимe6e6ально2b9aе числ99baо бал5774лов – 12) и Ф6daaР (максимe6e6ально2b9aе числ99baо бал5774лов – 14) инсул5359ьта до9411 заe5caнятий, сраae16зу п9d0fосле и ч01c4ерез 3 месяц1d6eа. Сраз8988у п9d0fосле заe5caнятия средний балл заe5ca тесa7adт о симe6e6п47e9томах со9df9ставил 8,89±1,19 (до9411 заe5caнятия – 7,592a42±1,64; p<0,001), заe5ca тесa7adт о Ф6daaР – 11,44±1,59 к 19c6b0,56±1,89 (p<0,001), однаee9eко ч01c4ерез 3 мe456есяца резулe530ьтаты ухудшились и со9465ставили 8,52±1,39 (p=0,002) и 11,11±1,75 (p=0,045) балe708ла о симe6e6п47e9томах и Ф6daaР соотc65bветственно2b9a. Таcf71кимe6e6 об76abразом, дa182ля бa51aолее эффективно2b9aй работc65bы с дет2ad6ьми методические матерd4e1иалы до9411лжны соотc65bветствовать и639fх возрасту.

Дл9d3cя учеников младшей шко455aлы был129fи разработc65bаны мульт97f1фильм и манга, иcdd4стории в котc65bорых связаe5caны со сказкой Л. Кэролла «Приключения Ал365cисы в ст570aране33ef чу87cdдес» [19]. В иcdd4стории кролик советует Ал6b14исе как можно2b9a ско8125рее вызвать скорa712ую мdba6едицинскую по93f4мощь, когда онаee9e видит у своего9137 дедушки симe6e6пт4251омы инсул5359ьта. В данно2b9aм исследо9411вании шко455aльников разделили наee9e две гру062bпп119cы. Деc1f5ти I гру062bпп119cы (n=323) по93f4сетили 45-мин5f19утный урок,9854 наee9e котc65bором не33efвроbba1лог рассказаe5caл имe6e6 о Ф6daaР и симe6e6п47e9томах инсул5359ьта, а такcf52же186b об76abъяснил мне33efмониb2c3ческое правиa5dcло FA4555ST, во вре6cbaмя урока дети9441 не33ef смотc65bрели мульт97f1фильм и не33ef читали ман0649гу. Деc1f5ти II гру062bпп119cы (n=239) просмотc65bрели 10-ac18мин5f19утный мульт97f1фильм и заe5caтем наee9e протc65bяже186bнии 10 мин5f19ут читали ман0649гу, при0174 этом имe6e6 не33ef проводили никаки639fх до9411по93f4лнительных уроков. По66dfсле заe5caнятия уч0e59еникам об76abеи639fх гру062bпп был129fи роз3bb5даны комиксы, магниты с расшифровкой FA4555ST и опрebc4осные листы дa182ля и639fх ро9aceдителей. Детa54aям был129fо дано2b9a заe5caдание об76abсудить с роди3547телями по93f4лученную информацию об76ab ин3a1fсульте, по93f4казаe5caть имe6e6 ман0649гу и при0174крепить магнит наee9e холоc19aдильник. Результаты тесa7adтирования по93f4330dказаe5caли, чт7708о у об76abеи639fх гру062bпп учеников знаee9eчительно2b9a по93f4высился уровень осведb480омленно2b9aсти о Ф6daaР и симe6e6п47e9томах инсул5359ьта, однаee9eко дети9441 I гру062bпп119cы л20aaучше, чем72d5 II, владели материалом. Родит56e7ели учеников об76abеи639fх гру062bпп продемонстрировали увеличение знаee9eни5b2dй отc65bно2b9aсительно2b9a си4b43мптомов инсул5359ьта, знаee9eчительных различий в результатах двух гру062bпп не33ef наee9eблюдалось, однаee9eко ч01c4ерез 3 мe456есяца уровень осведb480омленно2b9aсти о Ф6daaР у ро9aceдителей шко455aльников II гру062bпп119cы вернулся наee9e наee9eчальный уровень.

Также186b в Япониb2c3и шко455aльники средни639fх класс0695ов и и639fх родители у3885частвовали в се46a5ссии, состо9a91явшей и23ccз 45-мин5f19утно2b9aй пd9ceрезентации, прове52c3денно2b9aй сосудистым не33efвроbba1логом [20]. По66dfсле прове52c3денно2b9aй работc65bы шко455aльникам был129fо не33efоб76abходимe6e6о самостоятельно2b9a рассказаe5caть своимe6e6 родителям по93f4лученную информацию об76ab ин3a1fсульте, опираясь наee9e рe70aаспечатанные слайды и23ccз презеee00нтации. Другое прове52c3денно2b9aе исследо9411вание сопо93f4ставляло резулe530ьтаты прове52c3денно2b9aй се46a5ссии по93f4д ру8af7ководством не33efвроbba1лога или учиb4afтеля средне33efй шко455aлы [7].fe8a У гру062bпп119cы шко455aльников, участвовавши639fх в се46a5ссии по93f4д ру8af7ководством не33efвроbba1лога, средний балл заe5ca тесa7adт о симe6e6п47e9томах инсул5359ьта до9411 заe5caнятd905ия, сраae16зу п9d0fосле заe5caнятия и ч01c4ерез 3 мe456есяца со9df9ставил 6 (межквартильный размах – 6,0–8,75), 10,5 (8–9d3011) и 8 (8f114–9), заe5ca тесa7adт о Ф6daaР: 7 (5–7)94ce, 9 (8–9) и 8 (6–9) соотc65bветственно2b9a. Среднcadbий балл втоb62eрой гру062bпп119cы заe5ca тесa7adт о симe6e6п47e9томах со9df9ставил 7 (6–9), 10 (8,25–11) и 9 (7–10), заe5ca тесa7adт о Ф6daaР: 7 (6–8), 8 (d2887–9,75), 7 (6–8) соотc65bветственно2b9a. Был сделан выв27aeод: шко455aльный учитель може186bт спо93f4соб76abствовать по93f4вышению осведb480омленно2b9aсти о симe6e6п47e9томах и Ф6daaР инсул5359ьта.

В шe144колах сре7f7cди деe05dтей восьмых класс0695ов (n=764) был129fи прове52c3дены и9600сследо9411вания, определяющие рольbb83 взаe5caимe6e6одействия шко455aльников с и639fх роди3547телями [213d94]. Опрос прове52c3ден в 7 шe144колах: анке737cты, проверяющие знаee9eн1344ия об76ab ин3a1fсульте, заe5caпо93f4лнялись дет2ad6ьми и и639fх роди3547телями. В 4 и23ccз 7 шко455aл дети9441 по93f4сещали лекции об76ab ин3a1fсульте, имe6e6 разд1546авались листовки, по93f4ощряющие об76abучение ро9aceдителей: осно2b9aвнаee9eя гру062bппа – 383 (50e392,1%) ребенка и 210 (61,0%) ро9aceдителей. Школ1d24ьники и родители други639fх трех шко455aл со9465ставили контрольbb83ную гру062bппу: 381 (49,9%) ребено2b9aк и 134 (39,0%) родит03e3еля. Правильно2b9aсть наee9eписания заe5caключительно2b9aго тесa7adта до9411 кур1cf0са, спустя не33efделю и спустя 3 мe456есяца со9df9ставила 54,49%, 98,637449 и 95,58% в осно2b9aвно2b9aй гру062bппе и 55,03% (p=0,418), 602b8c,89 (p<0,001) и 75,7d51f% (p<0,001) в контрольbb83но2b9aй соотc65bветственно2b9a. Правильно2b9aсть наee9eписания тесa7adта сре7f7cди ро9aceдителей в те же186b временные периоды со9df9ставила 68,78%, 96,89 и 94,58% в осно2b9aвно2b9aй гру062bппе и 64,130b47% (p=0,107), 71,42 (p<0,001) и 76,54% (p<0,001) в контрольbb83но2b9aй соотc65bветственно2b9a. Были сделаны выв9d07оды, согласно2b9a котc65bорым шко455aльные мер1186опри0174ятия могут ул9892учшить знаee9eн1344ия об76ab инab4fсульте не33ef толb7b7ько у шко455aльников, но2b9a и у и639fх ро9aceдителей.

В РФ8dbd во Владивостоке в шко455aле № 6 был129fи опрошены 522 ученика с 1-946eго по93f4 10-й кла5491сс. В резул2813ьтате прове52c3дения интерактивных заe5caнятий знаee9eн1344ия шко455aльников об76ab инab4fсульте знаee9eчительно2b9a улучшились. Так7e7a, до9411 лекции л5f2bишь 296 шко455aльников знаee9e973dли, чт7708о такое инd5baсульт, тогда как п9d0fосле не33efе это числ99baо увеличилось до9411 419 (94,4%) о1e70прошенных. Качесcceeтвенный скачок знаee9eни5b2dй был129f заe5caрегистрирован в гру062bппе шко455aльников младши639fх класс0695ов, т.к. боbfb4льшинство и23ccз ни639fх столкнулись с по93f4нятием инсул5359ьта впер0affвые. В лекции особ76abое внa6eeимe6e6ание уделялось де6f18йствиям, котc65bорые наee9eдо9411 предпри0174нимe6e6ать при0174 по93f400d1до9411зрении наee9e инсульт. По66df этddd3ому по93f4казаe5caтелю такcf52же186b был129fи до9411стигнуты знаee9eчительные успffb2ехи в учебно2b9aй работc65bе. Особ76abенно2b9a стоит отc65bметить, чт7708о при0174 об76abучении при0174менялась мне33efмониb2c3ческая метод9fa4ика, анаee9eлогичнаee9eя амер1186иканской FA4555ST, УДАР (Улыбка, Движе186bние, Афазия, Решение). Предпо93f4ложительно2b9a онаee9e такcf52же186b по93f4могла шко455aльникам лучше усвои526fть материал и был129fа одно2b9aй и23ccз составляющи639fх успеха об76abучения [22].

Заключение

Исходя и23ccз прове52c3денно2b9aго аdbd8наee9eли23ccза литературы, можно2b9a сделать одно2b9aзнаee9eчный вывод8f4b о том1dfe, чт7708о осведо9411мление деe05dтей о симe6e6п47e9томах инсул5359ьта и Ф6daaР игр144cает сущес31d8твенную рольbb83 в пр08c9едупреждении инвалиди23ccзации, связаe5caнно2b9aй с промедлениями наee9e до9411госпитально2b9aм этапе.

Обучение симe6e6птомам инсул5359ьта наee9eчинаee9eя со шко455aльно2b9aй скf37cамьи представляется целесооб76abразным в связи с не33efуклонным увеличением бремени п9d0fоследствий це48d1реброваскулярных катастроф, а такcf52же186b старением по93f4пуляции. Обучение може186bт прово9409диться не33efодно2b9aкратно2b9a в ра15a3зличных возрастных катего9137риях, наee9eчинаee9eя с наee9eчально2b9aй шко455aлы и заe5caканчивая сfbf6таршеклассниками и студентами, чт7708о об76abеспечит заe5caкрепление по93f4лученно2b9aй информации.

Дл9d3cя профиad5aлактики не33efблагопри0174ятных исходо9411в заe5caболеваний у в3015зрослых рекомендуется предпри0174нимe6e6ать вмff0dешательства наee9e уровне33ef ведеc57eния здо9411рового об76abразаe5ca жи23ccзниdead уже186b в юно2b9aсти, т.к. имe6e6енно2b9a этотc65b период критический дa182ля развития ра15a3зличных Ф6daaР. Существует не33efоб76abходимe6e6ость в прове52c3дении и0e84сследо9411ваний в по93f4пуляции деe05dтей и по93f46fe4дростков, интенсификации об76abучающи639fх и просветительски639fх прогр93fdамм в данно2b9aй по93f4пуляции с це058eлью по93f4вышения осведb480омленно2b9aсти о Ф6daaР, симe6e6п47e9томах и п9d0fоследствиях инсул5359ьта, а такcf52же186b дa182ля об76abсуждения семейно2b9aго анаee9eмне33efзаe5ca в преcfedделах семьи.

Можно2b9a наee9eдеяться, чт7708о дети9441, прошедшие регулярные кa450ачественные об76abучающие прогр93fdаммы по93f4 по93f4вышению осведb480омленно2b9aсти о Ф6daaР и симe6e6п47e9томах инсул5359ьта, а такcf52же186b об76ab алгоритмах по93f4ef0cведеc57eния при0174 об76abнаee9eруже186bнии чело3a59века с клинической картино2b9aй инсул5359ьта, сформируют в будущем по93f4коление, в котc65bором не33ef будеfd28т проб76abлемы не33efдо9411статочно2b9aй осведb480омленно2b9aсти или не33efправильно2b9aго реагиec40рования наee9e симe6e6пт4251омы це48d1реброваскулярных катастроф. Это в свою очередь по93f4зволит существенно2b9a по93f4высить при0174верже186bнно2b9aсть здо9411ровому об76abразу жи23ccзниdead, ул9892учшить резулe530ьтаты профиad5aлактики и лечен7883ия инсул5359ьта, сократить инвалиди23ccзацию и об76abеспечить путь к активно2b9aму качественно2b9aму до9411лголе4157тию наee9ea412селения без суbc1cщественных эконо2b9aмически639fх заe5caтрат бюдже186bта страны.

Список литературы

1. Neurology Working Group of the Cohorts for Heart and Aging Research in Genomic Epidemiology (CHARGE) Consortium; Stroke Genetics Network (SiGN); International Stroke Genetics Consortium (ISGC). Identification of additional risk loci for stroke and small vessel disease: a meta-analysis of genomewide association studies. Lancet. Neurol. 2016;15(7):695–707.

2. WHO. The top 10 causes of death, WHO.

3. Kada A., Nishimura K., Nakagawara J., et al.; J-ASPECT Study Collaborators. Development and validation of a score for evaluating comprehensive stroke care capabilities: J-ASPECT Study. BMC. Neurol. 2017;17(1):46.

4. Lynch J.R., Sun C.K., Deslich S. Integrating Preventive Cardiovascular Healthcare Into Home Health: A Pilot Study. Home Healthc. Now. 2017;35(1):19–25.

5. Орлова А.С., Лисиченко Д.А., Чер И.С. и др. Осведомленность населения о факторах риска и основных симптомах инсульта (обзор литературы). Профилактическая медицина. 2015;18(6):91–6.

6. Metias M.M., Eisenberg N., Clemente M.D., Wooster E.M., Dueck A.D., Wooster D.L., Roche-Nagle G. Public health campaigns and their effect on stroke knowledge in a high-risk urban population: A five-year study. Vascular. 2017;1:1708538117691879.

7. Miyashita F., Yokota C., Nishimura K., Amano T, Inoue Y., Shigehatake Y., et al. The Effectiveness of a Stroke Educational Activity Performed by a Schoolteacher for Junior High School Students. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(6):1385–90.

8. Beal C.C., Flanders S.A., Bader S.G. Can Children Reduce Delayed Hospital Arrival for Ischemic Stroke?: A Systematic Review of SchoolBased Stroke Education. J. Neurosci. Nurs. 2016;48(3):2–13.

9. Williams O., Hecht M.F., DeSorbo A.L., Huq S., Gerin W., Noble J. Effect of a Novel Video Game on Stroke Knowledge of 9- to 10-Year-Old, LowIncome Children. Stroke. 2014;45(3):889–92.

10. Lima M.J., Moreira T.M., Florêncio R.S., Braga P. Neto. Factors associated with young adults’ knowledge regarding family history of Stroke. Rev. Lat. Am. Enfermagem. 2016;21(24):2814.

11. Williams O., DeSorbo A., Noble J., Gerin W. Child-Mediated Stroke Communication: Findings From Hip Hop Stroke. Stroke. 2012; 43(1):163–69.

12. Kim Y.S., Park S.S., Bae H.J., Cho A.H., Cho Y.J., Han M.K., et al. Stroke awareness decreases prehospital delay after acute ischemic stroke in Korea. BMC. Neurol. 2011;11:2.

13. Williams O., Noble J.M. Hip-hop’ stroke: a stroke educational program for elementary school children living in a high-risk community. Stroke. 2008;39(10):2809–16.

14. Williams O., DeSorbo A., Noble J., Shaffer M., Gerin W. Long-term learning of stroke knowledge among children in a high-risk community. Neurology. 201;79(8):802–6.

15. Dressman L.A., Hunter J. Stroke awareness and knowledge retention in children: The Brain Child Project. Stroke. 2002;33(2):623–25.

16. Miller E.T., King K.A., Miller R., Kleindorfer D. FAST Stroke Prevention Educational Program for Middle School Students: pilot study results. J. Neurosci. Nurs. 2007;39(4):236–42.

17. Shigehatake Y., Yokota C., Amano T., Tomii Y., Inoue Y., Hagihara T., et al. Stroke Education Using an Animated Cartoon and a Manga for Junior High School Students. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(6):1623–27.

18. Sakamoto Y., Yokota C., Miyashita F., Amano T., Shigehatake Y., Oyama S., et al. Effects of Stroke Education Using an Animated Cartoon and a Manga on Elementary School Children. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(7):1877–81.

19. Ishigami A., Yokota C., Nishimura K., et al. Delivering Knowledge of Stroke to Parents Through Their Children Using a Manga for Stroke Education in Elementary School. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2017;26(2):431–37.

20. Amano T., Yokota C., Sakamoto Y., Shigehatake Y., Inoue Y., Ishigami A., Hagihara T., Tomii Y., Miyashita F., Toyoda K., Minematsu K. Stroke Education Program of Act FAST for Junior High School Students and Their Parents. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(5):1040–45.

21. Marto J.P., Borbinha C., Filipe R., Calado S., Viana-Baptista M. Impact of stroke education on middle school students and their parents: A cluster randomized trial. Int. J. Stroke. 2017;12(4):401–11.

22. И Сун Чер, Захарова А.А., Орлова А.С. и др. Повышение информированности школьников о признаках инсульта с использованием модифицированного теста УДАР. Медицинский алфавит. Неврология и психиатрия. 2017;1:56–9.

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: Е.С. Акарачкова – д.м.н., президент международного общества «Стресс под контролем», Москва; e-mail: nevrorus@mail.ru

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Статьи по теме

Смотрите также