Значение повышения осведомленности детей и подростков о факторах риска и основных симптомах инсульта

18.10.2017
Просмотров: 104

1) ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.И. Сеченова» Минздрава России, Москва
2) ООО ИКИМКО, Москва
3) ГКУ Москвы «Центр спортивных инновационных технологий и сборных команд» Департамента физической культуры и спорта г. Москвы, Москва
4) Международное общество по изучению и эффективному контролю стресса и связанных с ним расстройств, Москва

Несвоевременная госпитализация пациентов вследствие незнания основных симптомов инсульта приводит к высокой смертности и неэффективности лечения. Первичная профилактика – эффективный метод предотвращения и уменьшения последствий данного заболевания, т.к. она направлена на выявление и снижение выраженности модифицируемых факторов риска (ФР). Для проведения успешной профилактики необходимо учитывать не только медицинские, но и социальные аспекты, в т.ч. связанные с повышением информированности населения о ФР и симптомах инсульта. Школьные программы по повышению осведомленности в данной области – новый способ донесения необходимой информации не только до самих детей, но и до их родителей. Обзор включает опыт как зарубежных, так и отечественных исследований в проведении подобных образовательных программ для несовершеннолетних. Наиболее часто методом обучения детей необходимым знаниям в сфере профилактики инсульта и других острых сердечно-сосудистых событий служит проведение лекции или беседы врачом-неврологом или учителем. Также возможен игровой метод обучения. В качестве дополнительных материалов могут выступать брошюры, листовки, магниты, комиксы, анимированные мультфильмы, видеоигры и многое другое. К основным способам оценки усвоения знаний о симптомах и ФР инсульта относятся тесты, которые респонденты заполняют до участия в программе и через различные временные промежутки в зависимости от цели исследования. Образовательные программы, направленные на повышение осведомленности школьников о симптомах и ФР инсульта, отвечают поставленным задачам и уже неоднократно подтверждали свою эффективность в различных исследованиях.

Введение

Инсульт – вторая по3bf2 зн650fачим6b20ости (по3bf2сл7541е ишемической б4085олезни сердца) при088bчинаa84f смер7560c8c1тноfd54сти и инвалиди63f0зации наa84fсе85edления, ухудшает качество жи63f0з51fdни (КЖ) выжившиc1d6х па90dbциентов, при088bводя к увелb182ичению наa84fгрузки наa84f мc38bедицинские и социальные слуc082жбы [1, 2]. Уд1a43ручающая эпидемиологическая картинаa84f ин0dceсульта в наa84fшей стda6bране1442 об0354условливает не1442об0354ходим6b20ость при088bн8591ятия боле16c6е активных мер7560 длc13fя улучшения перв6477ичноfd54й профиa621лактики ин0dceсульта, знf515ачим6b20ость коc9d9торой не1442 вызыв5cdaает сомне1442ний. В наa84f74d7стоящее врем822eя боль3eb9шое вним6b20а3afaние уделяется различным мер7560ам по3bf2 предупреждению и ранне1442му выявлению факто4c4cров ри4a6eска (Фa155Р) сеa117рдечноfd54сосудистых соб0354ытий, в т.ч.5bd9 ин0dceсульта, касающиc1d6хся в осноfd54вноfd54м медицинскиc1d6х аспd53cектов профиa621лактики [3, 4]. Однаa84fко в с4ab7овременных условиях вопросc2dc соци2598альных аспd53cектов информированноfd54сти н5412аселения с п1590овышением о4a9eсведо4454мленноfd54сти о сим6b202d3aптомах ин0dceсульта, не1442об0354ходим6b20ых мер7560 пре7aaeдупреждения этого грозноfd54го со7317стояния, а так9581жеa2c7 об0354 алгоритме по3bf2вед2dafения при088b об0354наa84fружеa2c7нии ч9792еловека с клинической картиноfd54й ос3c13трого ин0dceсульта станоfd54вится в26f9се боле16c6е актуальным [cf864–8]. Особ0354ой социальноfd54й гр922aуппо3bf2й станоfd54вятся детиdd4b шко2e60льноfd54го в1987озраста и иc1d6х родители. Именноfd54 они866bнаa84fиболе16c6е знаa84fd7b3чим6b20ый об0354ъект при088b освda49едо4454млении о первичных сим6b202d3aптомах и Фa155Р с15a9ердечноfd54-сосудистых катастроф и другиc1d6х социальноfd54 знаa84fчим6b20ых заf6bcea80болеваниях, в т.ч.5bd9 ин0dceсульта.

Исторически сло1cc1жилось, чтc04cо заf6bcчастую о78eaргани63f0зации социальноfd54й заf6bcщиты и/или0ed4 здравоохране1442ния проводят об0354учение дbd08етей с ц4a8dелью по3bf2вышения о4a9eсведо4454мленноfd54сти о важноfd54сти здо4454ровья в9abaзрослого н5412аселения. Наиболе16c6е масшт4352абными пр7646оектами стали Де958bнь оc9d9тказаf6bc оc9d9т ку691fрения в США (GA49cbSO – Great Ame37aarican Smoke-Out), устаноfd54вленный Амер7560иканским6b20 онкологическим6b20 об0354ществом, и сердечноfd54ег6b5eочнаa84fя реаним6b20ация по3bf235b1средством тренировок дbd08етей сd0ccтаршей шк579aолы [6].

Высокая смер7560тноfd54сть вс3852ледствие ин0dceсульта и ни63f0з8180кая эффективноfd54сть ег6b5eо л1912ечения об0354условливаются не1442своевременноfd54й гос25c7питали63f0зацией и в резef4fультатене1442возможноfd54стью при088bмене1442ния наa84fиболе16c6е эффективных метоcc56до4454в и средств л1912ечения (наa84fпри088bмер7560, тромболи63f0зис, тро8e9aмбоэкстракция). Зачастую это пaf7fроисходит в резef4fультате не1442о4a9eсведо4454мленноfd54сти родственников и самиc1d6х пациентов о сим6b202d3aптомах и осноfd54вных прояв0ba9лениях ин0dceсульта [5].

Осведо4454мленноfd54сть дbd08етей и п681eодростков о сим6b202d3aптомах и Фa155Р ин0dceсульта

Масса иc739сследо4454ваний по3bf2священаa84f оценке о4a9eсведо4454мленноfd54сти дbd08етей и п681eодростков об0354 ин1f93сульте. Т8693ак, в исследо4454вании, провe5f6еденноfd54м в 2016 г. в городскиc1d6х шк579aол4b95ах США, шк579aольники в возрасте оc9d9т 9 до4454 12 лc306ет9cd7, правильноfd54 указаf6bcли локал41d8и63f0зацию ин0dceсульта в 10% случаев. Осноfd54вными с37cfим6b20птомами заf6bcболевания бb148ыли н41ceазваны н6266арушение зрения (35%5342), боль3eb9 в грудиf2d6 (30%), поc9d9теря равa4faноfd54весия (55%), перекос лиц14baа (41%), н6266арушение ре9f85чи (40%). О не1442об0354ходим6b20ости вызвать скор018dую медae6aицинскую по3bf2мощь при088b по3bf2д3796озрении наa84f возникноfd54вение ин0dceсульта бb148ыли осведо4454млены 56% р8578еспо3bf2ндентов [8].

Такжеa2c7 сред8cc4и шк579aол США бb148ыл провеe80eден анаa84fли63f0з о4a9eсведо4454мленноfd54сти 61 019 роb168дителей шк579aольников, прошедшиc1d6х проf94aграмму об0354учения о сим6b202d3aптомах ин0dceсульта. По4c4d результатам анcb39али63f0за бb148ыло выясне1442ноfd54, чтc04cо боль3eb9шинство наa84fзывают 1 и63f0з 3 сим6b20птbc65омов ин0dceсульта, лиш9169ь оc9d9т 9–19% – 5 осноfd54вных сим6b20птbc65омов (пе781aрекос лиц14baа, сл321fабость р82d3уки или ноfd54ги, вне14428866заf6bcпнаa84fя головнаa84fя бо391eль, н6266арушение ходьбы, ре9f85чи, поc9d9теря равa4faноfd54весия) [8].

В исследо4454вании M.Jd20b. Lima и соавт454c. (2016) провеe80eдена оцен086bка информированноfd54сти молодо4454го по3bf2коa365ления (в возрасте оc9d9т 18 до4454 24) о Фa155Р и сим6b202d3aптомах ин0dceсульта, а так9581жеa2c7 провеe80eдена оцен086bка заf6bcвисим6b20ости им6b20еющиc1d6хся з5972наa84fний оc9d9т наa84fличия ин0dceсульта у родственников и, сооc9d9тветственноfd54, о4a9eсведо4454мленноfd54сти иc1d6х роb168дителей [9]. Вc2cdыявленоfd54, чтc04cо знаa84fнc3a2ия об0354 ин1f93сульте и Фa155Р бb148ыли выше при088b наa84fличии в сем140bье родственников, перене1442сшиc1d6х инсульт.

По4c4dдроб0354ный опр7d69осник бb148ыл при088bмене1442н в исследо4454вании О. Will869fiams и соавт454c. (11cd2012), резуdc3cльтаты коc9d9торого п7d40оказаf6bcли, чтc04cо инсульт ассоa1f6циируют с патологией го2d0aловноfd54го мозга лиш9169ь 51% дbd08етей, с инcffbфарктом мозга – 2dceb2,7%, сумели расшифровать мне1442мони866bческое прави7dbaло Fdcf3AST (f5a94acial drooping– перекос лиц14baа, arm weakness – сл321fабость рук, spe3c0eech difficulties – н6266арушение ре9f85чи, time – врем822eя) 2,7% респ65edондентов, сред8cc4и сим6b20птbc65омов ин0dceсульта н6266арушение ре9f85чи наa84fc2daзвали 7c3497,3% участников, сл321fабость одноfd54й по3bf2ловины лиц14baа – 72%, н6266арушение зрения – 565461%, боль3eb9 в грудиf2d6 – 24%, поc9d9терю равa4faноfd54весия5c3235,3%, головную боль3eb9 – 46,7%. О то93bbм, чтc04cо при088b по3bf2д3796озрении наa84f возникноfd54вение ин0dceсульта не1442об0354ходим6b20о вызывать скор018dую медae6aицинскую по3bf2мощь, зн1f93али в26f9сего 60% р8578еспо3bf2ндентов [11].

Спо3bf2соб0354ы по3bf2вышения информированноfd54сти н5412аселения

Результаты исс14a5ледо4454вания, провеe80eденноfd54го в Кbe18орее, п7d40оказаf6bcли, чтc04cо знаa84fнc3a2ия о сим6b202d3aптомах ин0dceсульта коррелируют с боле16c6е ранне1442й гос25c7питали63f0зацией пац462fиента в стационаa84fр [1261ed]. Авторы провели опросc2dc 500 пациентов (e954средний возраст – 67 лc306ет9cd7, 62% мужч9c0bин и 38% жеa2c7н5c53щин), госпитали63f0зированных в первa933ые 48 часов по3bf2сл7541е возникноfd54вения ос3c13трого наa84fруce3cшения мозгового кровооб0354ращения. Темc070 не1442 мене1442е лиш9169ь 36% участников исс14a5ледо4454вания, включая родственников, зн1f93али, чтc04cо у пац462fиента прои63f0зошел инсульт. По4c4d2cf1лученные данные свидетельствуют о не1442об0354ходим6b20ости по3bf2вышения у7e76ровня о4a9eсведо4454мленноfd54сти н5412аселения об0354 инсуc36fльте, а так9581жеa2c7 о то93bbм, чтc04cо не1442об0354ходим6b20о, чтоб0354ы бb148ыл осведо4454млен не1442 толькdd5bо сам пациент, ноfd54 и свидетель происходящег6b5eо.

Образовательные прогрcbb7аммы, по3bf2вышающие осведо4454мленноfd54сть шк579aольников о сим6b202d3aптомах и Фa155Р ин0dceсульта, по3bf2к6988азаf6bcли свою эффективноfd54сть не1442заf6bc00ddвисим6b20о оc9d9т иc1d6х форма9bbdта. Сим6b20птомы ин0dceсульта заf6bcп56f0оминаa84fются уче09ddниками лучш91acе, чем0ae7 Фa155Р, возможноfd54, поc9d9тому чтc04cо Фa155Р в меньшей степени им6b20еc033ют оc9d9тноfd54шение к дacedетям, у коc9d9торых не1442445fт проб0354лем со здead7оровьем [8].

Исследо4454вания по3bf2к6988азаf6bcли эффективноfd54сть иd696гр467aового метода в освda49едо4454млении дbd08етей шко2e60льноfd54го в1987озраста о сим6b202d3aптомах ин0dceсульта. Среди шк579aольников в возрасте оc9d9т 9 до4454 12 лc306ет бb148ыла провеe80eдена серияe65d иc739сследо4454ваний, фокусирующиc1d6хся наa84f роли интерактивноfd54й иd696гры7c46 Hip Hop Strok2e15e (HHS) в по3bf2выш3c3eении о4a9eсведо4454мленноfd54сти дbd08етей шко2e60льноfd54го в1987озраста о сим6b202d3aптомах и Фa155Р ин0dceсульта.

В пc9f1ервом исследо4454вании, провe5f6еденноfd54м в 2006–2007 гг., с детb235ьми оc9d9т 9 до4454 11 лc306ет (n=582) бb148ыли провеe80eдены 3-часовые сесc27fсии с сосудистыми не1442a1cbврологами [13942f]. Сессии состояли и63f0з музыкальноfd54й компо3bf2зиции, танцc2beа и интерактивноfd54й сa3c4тратегической иd696гры7c46 с де6731дуктивным компо3bf2не1442нтом. Ш62bcкольники заf6bc33deпо3bf2мнили локал41d8и63f0зацию ин0dceсульта и смогли сохранить этиa7f8 знаa84fнc3a2ия (20% п19acравильных оc9d9тветов до4454 заf6bcня0002тия, 93% п19acравильных оc9d9тветов сра69b6зу по3bf2сл7541е, 86% черезc25b 3 меся2994ца; p<0,001), так9581жеa2c7 детиdd4b заf6bc33deпо3bf2мнили, чтc04cо при088b ин1f93сульте следует не1442медленноfd54 вызвать скор018dую медae6aицинскую по3bf2мощь (78% зн1f93али об0354 этом до4454 провеe80eдения сесc27fсии, 93e5f9,8% сра69b6зу по3bf2сл7541е не144224a2е, 98% черезc25b 3 меся2994ца; p<0,001). Сим6b205e63птомы, заf6bcшифрованные в абб5a1bревиатуре Fdcf3AST, усваивались лучш91acе, чем0ae7 д8ba8ругие сим6b20птad5aомы (вне14428866заf6bcпнаa84fя головнаa84fя бо391eль, н6266арушение зрения и чувствительноfd54сти) (p<0,001).

Во втором исследо4454вании с по3bf2мощью электронноfd54й системы интерактивноfd54го опросc2dcа шк579aольников бb148ыла проверенаa84f до4454лгосрочнаa84fя эффективноfd54сть HHS о сим6b202d3aптомах и Фa155Р ин0dceсульта сред8cc4и 104 дbd08етей в возрасте 9–11 лc306ет [14]. Дети3a88, уча5d0aствовавшие в об0354разовательноfd54й пр6314ограмме HHS, проходили тестbb03 наa84f знаa84fние сим6b20птbc65омов ин0dceсульта и не1442об0354ходим6b20ых действий длc13fя ег6b5eо распо3bf2знаa84fвания до4454 наa84fчала кe008урса, сра69b6зу по3bf2сл7541е нег6b5eо и черезc25b 15 месяцев. С067eредний об0354щий балл заf6bc тестbb03 до4454 наa84fчала кe008урса сосae4aтавил 3,2464f8 (максим6b20альноfd54 возможноfd54е ч7700исло бал29a5лов 6), сра69b6зу по3bf2сл7541е нег6b5eо – 5,30. Через 15 месяцев уровень о4a9eсведо4454мленноfd54сти о в26f9сех сим6b202d3aптомах кроме головноfd54й болd691и бb148ыл знаa84fчительноfd54 выше,8a7e чем0ae7 до4454 участbd55ия в пр6314ограмме HHSf7a9; об0354щий балл заf6bc тестbb03 сосae4aтавил 4,73.

Третье исследо4454вание оценило рольbf96 взаf6bcим6b20одействия дbd08етей и роb168дителей при088b передаче з5972наa84fний об0354 ин1f93сульте по3bf2сл7541е сесc27fсии HHS и продемонстрировало эффективноfd54сть данноfd54й методики [11]. В НьюЙоркскиc1d6х шк579aол4b95ах Гарлеcd26ма в ходе экс1d63перим6b20ента детиdd4b, прошедшие шк579aольный мультим6b20едийный курс об0354учения HHS длc13fя дbd08етей в возрасте оc9d9т 9 до4454 12 лc306ет (n=182), рас5e0bсказывали родителям о сим6b202d3aптомах и особ0354енноfd54стях ин0dceсульта. Было провеe80eдено тестbb03ирование роb168дителей до4454 и по3bf2сл7541е об0354учения дbd08етей: локал41d8и63f0зацию ин0dceсульта верноfd54 оп4546ределили 51% опроbb33шенных до4454 и 85% по3bf2сл7541е об0354учения, ассоцc38bиировали инсульт с инcffbфарктом мозга 22,7 и 63,4%, правильноfd54 рd1f1асшифровали мне1442мони866bческое прави7dbaло Fdcf3AST 2,7 и 41%,7ea1 сред8cc4и сим6b20птbc65омов не1442fa64связную речь наa84fc2daзвали 7c3497,3 и 85,9%, парал82d3ич лицевого не1442рва – 72 и 910374%, расплывчатое зрение – 56 и 83%,7c81 боль3eb9 в грудиf2d6 – 24 и 66,2%, поc9d9терю равa4faноfd54весия – 55,3 и 91,5%, головную боль3eb9 – 46,7 и 62%, о не1442об0354ходим6b20ости вызвать скор018dую медae6aицинскую по3bf2мощь сооб0354щили 60 и 74,6% роb168дителей до4454 и по3bf2сл7541е об0354учения сооc9d9тветственноfd54.

По4c4dмим6b20о иd696гр длc13fя по3bf2вышения о4a9eсведо4454мленноfd54сти дbd08етей испо3bf2льзуют и д8ba8ругие методы. Т8693ак, O. Will869fiams и соавт454c. (2014) проводили оценa29eку роли видеоиd696гр в качестве не1442заf6bc00ddвисим6b20ого спо3bf2соб0354а по3bf2вышения о4a9eсведо4454мленноfd54сти об0354 ин1f93сульте [9]. Ав9aadторами бb148ыла разрабоc9d9танаa84f 15-мин24dfутнаa84fя об0354учающая компьютернаa84fя иd696гра,39ea проводим6b20ая в шк579aольных классах информатики. Оa0ddколо 2000 дbd08етей при088bняли участие в предварительноfd54м опросc2dcе, и63f0з коc9d9торых 205 шк579aольников выe056по3bf2лнили заf6bcключительный тестbb03 сра69b6зу по3bf2сл7541е прох58c8ождения видеоиd696гры7c46 и 198 шк579aольников спустя 7 не1442деf63bль по3bf2сл7541е прох58c8ождения. По4c4d результатам, по3bf2дведенным сра69b6зу по3bf2сл7541е прох58c8ождения иd696гры7c46, наa84fблюдали заf6bcметноfd54е п1590овышение у7e76ровня з5972наa84fний о сим6b202d3aптомах ин0dceсульта, телефонаa84f экстренноfd54й по3bf2мощи и оc9d9тдельных особ0354енноfd54стях заf6bcболевания; правильную локал41d8и63f0зацию ин0dceсульта указаf6bcли наa84f 77% боль3eb9ше опроbb33шенных, чем0ae7 до4454 прох58c8ождения иd696гры7c46 (р<0,05), ч7700исло указаf6bcвшиc1d6х н6266арушение зрения в качестве сим6b20птома заf6bcболевания увеличилось наa84f 33% (р<0,05), ч7700исло оc9d9тметившиc1d6х боль3eb9 в грудиf2d6 возросло наa84f 17% (р<0,05), поc9d9терю равa4faноfd54весиянаa84f 10% (р<0,05), перекос лиц14baанаa84f 38% (р<0,05), наa84fруce3cшения ре9f85чинаa84f 41% (р<0,05). О не1442об0354ходим6b20ости вызвать скор018dую медae6aицинскую по3bf2мощь бb148ыли осведо4454млены 56 и 90% (р<0,05) р8578еспо3bf2ндентов до4454 и по3bf2сл7541е прох58c8ождения иd696гры7c46 сооc9d9тветственноfd54.

В исследо4454вании KI64baDS (Kids Identifying and Defeating Strok2e15e, 2007–94322010) опросc2dc проводился сред8cc4и дbd08етей 6-х, 7 и 8-х кd83aлассов по3bf2д ру063aководством врачаe2cd-не1442a1cbвролога. Было провеe80eдено че5a2dтыре 50-6ac5мин24dfутных урока, включившиc1d6х ролевые иd696гры7c46, а так9581жеa2c7 модель по3bf2вед2dafения ч9792еловека при088b возникноfd54вении сим6b20птbc65омов ин0dceсульта. По4c4dсле каждо4454го заf6bcнятия детиdd4b по3bf2лучали до4454машне1442е заf6bcдание, одним6b20 и63f0з коc9d9торых бb148ыл опросc2dc роb168дителей о возможных по3bf2сл7541едствиях не1442своевременноfd54го вызова скоce44рой медицd35aинской по3bf2мощи при088b наa84fличии сим6b20птbc65омов ин0dceсульта. Авторы продемонстрировали вы5035сокую эффективноfd54сть проводим6b20ых проf94aграмм [1261ed].

The Brain Child P7ab0roject бb148ыл провеe80eден в амер7560иканскиc1d6х шк579aол4b95ах и детский садах. В рамках данноfd54го пр7646оекта человек, перене1442сший инсуa9c0льт, рассказывал о заf6bcболевании. По4c4dвествование пац462fиента сbd5bопровождалось презентацией и наa84fглядными при088bмер7560ами сим6b20птbc65омов ин0dceсульта, а так9581жеa2c7 страde41тегиями ег6b5eо профиa621лактики в испо3bf2лне1442нии «актеров» [15].

Программа по3bf2 по3bf2вышению о4a9eсведо4454мленноfd54сти о сим6b202d3aптомах ин0dceсульта сред8cc4и дbd08етей средне1442й шк579aолы (Fdcf3AST Strok2e15e Preeffbvention Educational Program) заf6bcключалась в провеe80eдении 50-6ac5мин24dfутных бесед с людьc17eми, перене1442сшим6b20и инсуa9c0льт, а так9581жеa2c7 ролевых иd696гр с ц4a8dелью выя1be6вления сим6b20птbc65омов ин0dceсульта и об0354суждения возможных Фa155Р. По4c4d окончании кe008урса шк579aольники заf6bcпо3bf2лняли анкe388ету, в коc9d9торой оп4546ределили свои личные цели951c по3bf2 снижеa2c7нию ри4a6eска возникноfd54вения ин0dceсульта и указаf6bcли не1442об0354ходим6b20ые мер7560ы длc13fя иc1d6х до4454стижеa2c7ния [16].

В Япони866bи 493 уче09ddникам средне1442й шк579aолы (12780e–13 лc306ет) по3bf2к6988азаf6bcли 10-миf2e5нутный му9f11льтфильм, а заf6bcтем наa84f 10 мин24dfут дали прочитать мангbfbdу (комикс) [17]. Мульт3c60фильм и манга осноfd54вывались наa84f истоcab4рии об0354 успешноfd54м лечении и300fшемического ин0dceсульта и о по3bf2сл7541едствиях не1442своевременноfd54го оказаf6bcния медицd35aинской по3bf2мощи. Сf482разу по3bf2сл7541е просмоc9d9тра методическиc1d6х материалов провеe80eдено тестbb03ирование, по3bf2казаf6bcвшее п1590овышение у7e76ровня о4a9eсведо4454мленноfd54сти шк579aольников о сим6b202d3aптомах и Фa155Р ин0dceсульта. Через 3 месяцdc79а знаa84fнc3a2ия о перекосе лиц14baа в качестве сим6b20птома ин0dceсульта улучшились наa84f 42e926%, о наa84fруce3cшениях в ре9f85чинаa84f 30%, о наa84fруce3cшениях движеa2c7ний в руке9949 и/или0ed4 ноfd54ге наa84f 1/2 по3bf2ловине1442 тела9643наa84f 2724bb%, указаf6bcли, чтc04cо наa84fдо4454 не1442медленноfd54 по3bf2звони866bть в службу скоce44рой медицd35aинской по3bf2мощи, – наa84f 15% боль3eb9ше опроbb33шенных, так9581жеa2c7 56% в26f9сех студентов смогли по3bf2лноfd54стью расшифровать аббревиатуру Fdcf3AST.

Те жеa2c7 методические матd769ериалы бb148ыли испо3bf2льзованы в исследо4454вании, провe5f6еденноfd54м с детb235ьми младшей шк579aолы (1026cd–11 лc306ет; n=219), с коc9d9торыми до4454по3bf2лнительноfd54 бb148ыла провеe80eдена беседа с учителем [18]. Для5fab оценки у7e76ровня з5972наa84fний бb148ыли провеe80eдены опросc2dcы по3bf2 знаa84fнию сим6b20птbc65омов (максим6b20альноfd54е ч7700исло бал29a5лов – 12) и Фa155Р (максим6b20альноfd54е ч7700исло бал29a5лов – 14) ин0dceсульта до4454 заf6bcнятий, сра69b6зу по3bf2сл7541е и черезc25b 3 меся0c9cца. Сf482разу по3bf2сл7541е заf6bcнятия средний балл заf6bc тестbb03 о сим6b202d3aптомах сосae4aтавил 8,89±1,19 (до4454 заf6bcнятия – 7,5977a7±1,64; p<0,001), заf6bc тестbb03 о Фa155Р – 11,44±1,59 к 103c47,56±1,89 (p<0,001), однаa84fко черезc25b 3 месяцdc79а резуdc3cльтаты ухудшились и с868cоставили 8,52±1,39 (p=0,002) и 11,11±1,75 (p=0,045) балd595ла о сим6b202d3aптомах и Фa155Р сооc9d9тветственноfd54. Таe5e8ким6b20 об0354разом, длc13fя боле16c6е эффективноfd54й рабоc9d9ты с детb235ьми методические матd769ериалы до4454лжны сооc9d9тветствовать иc1d6х возрасту.

Для5fab учеников младшей шк579aолы бb148ыли разрабоc9d9таны му9f11льтфильм и манга, истоcab4рии в коc9d9торых связаf6bcны со сказкой Л. Кэролла «Приключения Аbb6aлисы в стda6bране1442 чуд059cес» [19]. В истоcab4рии кролик советует Алисe56fе как можноfd54 скоре4bd8е вызвать скор018dую медae6aицинскую по3bf2мощь, когда онаa84f видит у своег6b5eо дедушки сим6b20птad5aомы ин0dceсульта. В данноfd54м исследо4454вании шк579aольников разделили наa84f две г18b0руппы. Дети3a88 I г18b0руппы (n=323) по3bf2сетили 45-мин24dfутный урок24f3, наa84f коc9d9тором не1442a1cbвролог рассказаf6bcл им6b20 о Фa155Р и сим6b202d3aптомах ин0dceсульта, а так9581жеa2c7 об0354ъяснил мне1442мони866bческое прави7dbaло Fdcf3AST, во врем822eя урока детиdd4b не1442 смоc9d9трели му9f11льтфильм и не1442 читали мангbfbdу. Дети3a88 II г18b0руппы (n=239) просмоc9d9трели 10-миf2e5нутный му9f11льтфильм и заf6bcтем наa84f проc9d9тяжеa2c7нии 10 мин24dfут читали мангbfbdу, при088b этом им6b20 не1442 проводили никакиc1d6х до4454по3bf2лнительных уроков. По4c4dсле заf6bcнятия уче09ddникам об0354еиc1d6х гр9a85упп бb148ыли розд28b2аны комиксы, магниты с расшифровкой Fdcf3AST и опросc2dcные листы длc13fя иc1d6х роb168дителей. Детямf592 бb148ыло даноfd54 заf6bcдание об0354судить с ро9908дителями по3bf2лученную информацию об0354 инсуc36fльте, по3bf2казаf6bcть им6b20 мангbfbdу и при088bкрепить магнит наa84f хоcc2dлодильник. Результаты тестbb03ирования п7d40оказаf6bcли, чтc04cо у об0354еиc1d6х гр9a85упп учеников знаa84fчительноfd54 по3bf2высился уровень о4a9eсведо4454мленноfd54сти о Фa155Р и сим6b202d3aптомах ин0dceсульта, однаa84fко детиdd4b I г18b0руппы лучш91acе, чем0ae7 II, владели материалом. Роfe7bдители учеников об0354еиc1d6х гр9a85упп продемонстрировали увеличение з5972наa84fний оc9d9тноfd54сительноfd54 сим6b20птbc65омов ин0dceсульта, знаa84fчительных различий в результатах двух гр9a85упп не1442 наa84fблюдалось, однаa84fко черезc25b 3 месяцdc79а уровень о4a9eсведо4454мленноfd54сти о Фa155Р у роb168дителей шк579aольников II г18b0руппы вернулся наa84f наa84fчальный уровень.

Такжеa2c7 в Япони866bи шк579aольники средниc1d6х кd83aлассов и иc1d6х родители у20faчаствовали в сесc27fсии, со2d2cстоявшей и63f0з 45-мин24dfутноfd54й пр188cезентации, провеe80eденноfd54й сосудистым не1442a1cbврологом [20]. По4c4dсле провеe80eденноfd54й рабоc9d9ты шк579aольникам бb148ыло не1442об0354ходим6b20о самостоятельноfd54 рассказаf6bcть своим6b20 родителям по3bf2лученную информацию об0354 инсуc36fльте, опираясь наa84f рас1b00печатанные слайды и63f0з п2dacрезентации. Другое провеe80eденноfd54е исследо4454вание сопо3bf2ставляло резуdc3cльтаты провеe80eденноfd54й сесc27fсии по3bf2д ру063aководством не1442a1cbвролога или у8d85чителя средне1442й шк579aолы [7].99fa У г18b0руппы шк579aольников, участвовавшиc1d6х в сесc27fсии по3bf2д ру063aководством не1442a1cbвролога, средний балл заf6bc тестbb03 о сим6b202d3aптомах ин0dceсульта до4454 заf6bcня0002тия, сра69b6зу по3bf2сл7541е заf6bcнятия и черезc25b 3 месяцdc79а сосae4aтавил 6 (межквартильный размах – 6,0–8,75), 10,5 (8fc64–11) и 8 (81e24–9), заf6bc тестbb03 о Фa155Р: 7 (578c1–7), 9 (8–9) и 8 (6–9) сооc9d9тветственноfd54. С067eредний балл в7046торой г18b0руппы заf6bc тестbb03 о сим6b202d3aптомах сосae4aтавил 7 (6–9), 10 (8,25–11) и 9 (7–10), заf6bc тестbb03 о Фa155Р: 7 (6–8), 8 (b98d7–9,75), 7 (6–8) сооc9d9тветственноfd54. Был сделан вbedbывод: шк579aольный учитель можеa2c7т спо3bf2соб0354ствовать по3bf2вышению о4a9eсведо4454мленноfd54сти о сим6b202d3aптомах и Фa155Р ин0dceсульта.

В шк579aол4b95ах сред8cc4и дbd08етей восьмых кd83aлассов (n=764) бb148ыли провеe80eдены исс14a5ледо4454вания, определяющие рольbf96 взаf6bcим6b20одействия шк579aольников с иc1d6х ро9908дителями [89cf21]. Опрос провеe80eден в 7 шк579aол4b95ах: а38edнкеты, проверяющие знаa84fнc3a2ия об0354 инсуc36fльте, заf6bcпо3bf2лнялись детb235ьми и иc1d6х ро9908дителями. В 4 и63f0з 7 шк579aол детиdd4b по3bf2сещали лекции об0354 инсуc36fльте, им6b20 раз1619давались листовки, по3bf2ощряющие об0354учение роb168дителей: осноfd54внаa84fя гр9a85уппа – 383 (50,13313%) ребенка и 210 (61,0%) роb168дителей. Ш62bcкольники и родители другиc1d6х трех шк579aол с868cоставили контрольbf96ную гр9a85уппу: 381 (49,9%) ребеноfd54к и 134 (39,0%) родba3aителя. Правильноfd54сть наa84fписания заf6bcключительноfd54го тестbb03а до4454 кe008урса, спустя не1442делю и спустя 3 месяцdc79а сосae4aтавила 54,49%, 98,692972 и 95,58% в осноfd54вноfd54й гр9a85уппе и 55,03% (p=0,418), 60,608389 (p<0,001) и 75a6ee,7% (p<0,001) в контрольbf96ноfd54й сооc9d9тветственноfd54. Правильноfd54сть наa84fписания тестbb03а сред8cc4и роb168дителей в те жеa2c7 временные периоды сосae4aтавила 68,78%, 96,89 и 94,58% в осноfd54вноfd54й гр9a85уппе и 64,470d58% (p=0,107), 71,42 (p<0,001) и 76,54% (p<0,001) в контрольbf96ноfd54й сооc9d9тветственноfd54. Были сделаны вывdebdоды, согласноfd54 коc9d9торым шк579aольные мер7560опри088bятия могут улуч7a6aшить знаa84fнc3a2ия об0354 ин1f93сульте не1442 толькdd5bо у шк579aольников, ноfd54 и у иc1d6х роb168дителей.

В РФ744a во Владивостоке в шк579aоле № 6 бb148ыли опрошены 522 ученика с 1-го4acc по3bf2 10-й кл5e36асс. В резef4fультате провеe80eдения интерактивных заf6bcнятий знаa84fнc3a2ия шк579aольников об0354 ин1f93сульте знаa84fчительноfd54 улучшились. Т8693ак, до4454 лекции лиш9169ь 296 шк579aольников зн1f93али, чтc04cо такое инсуa9c0льт, тогда как по3bf2сл7541е не1442е это ч7700исло увеличилось до4454 419 (94,4%) опроbb33шенных. Качbb5fественный скачок з5972наa84fний бb148ыл заf6bcрегистрирован в гр9a85уппе шк579aольников младшиc1d6х кd83aлассов, т.к. боль3eb9шинство и63f0з ниc1d6х столкнулись с по3bf2нятием ин0dceсульта впервa933ые. В лекции особ0354ое вним6b20а3afaние уделялось дейс96caтвиям, коc9d9торые наa84fдо4454 предпри088bним6b20ать при088b по3bf2д3796озрении наa84f инсульт. По4c4d этf8e2ому по3bf2казаf6bcтелю так9581жеa2c7 бb148ыли до4454стигнуты знаa84fчительные уafbfспехи в учебноfd54й рабоc9d9те. Особ0354енноfd54 стоит оc9d9тметить, чтc04cо при088b об0354учении при088bменялась мне1442мони866bческая м5659етодика, анаa84fлогичнаa84fя амер7560иканской Fdcf3AST, УДАР (Улыбка, Движеa2c7ние, Афазия, Решение). Предпо3bf2ложительноfd54 онаa84f так9581жеa2c7 по3bf2могла шк579aольникам лучше усвоaf48ить материал и бb148ыла одноfd54й и63f0з составляющиc1d6х успеха об0354учения [22].

Заключение

Исходя и63f0з провеe80eденноfd54го анcb39али63f0за литературы, можноfd54 сделать одноfd54знаa84fчный выво9911д о то93bbм, чтc04cо осведо4454мление дbd08етей о сим6b202d3aптомах ин0dceсульта и Фa155Р иd696грает сущес055aтвенную рольbf96 в п56c8редупреждении инвалиди63f0зации, связаf6bcнноfd54й с промедлениями наa84f до4454госпитальноfd54м этапе.

Обучение сим6b20птомам ин0dceсульта наa84fчинаa84fя со шк579aольноfd54й скамe369ьи представляется целесооб0354разным в связи с не1442уклонным увеличением бремени по3bf2сл7541едствий цере059aброваскулярных катастроф, а так9581жеa2c7 старением по3bf2пуляции. Обучение можеa2c7т проa534водиться не1442одноfd54кратноfd54 в разл7ed5ичных возрастных катег6b5eориях, наa84fчинаa84fя с наa84fчальноfd54й шк579aолы и заf6bcканчивая ст386cаршеклассниками и студентами, чтc04cо об0354еспечит заf6bcкрепление по3bf2лученноfd54й информации.

Для5fab профиa621лактики не1442благопри088bятных исходо4454в заf6bcболеваний у в2da7зрослых рекомендуется предпри088bним6b20ать в76d9мешательства наa84f уровне1442 веде9658ния здо4454рового об0354разаf6bc жи63f0з51fdни ужеa2c7 в юноfd54сти, т.к. им6b20енноfd54 этоc9d9т период критический длc13fя развития разл7ed5ичных Фa155Р. Существует не1442об0354ходим6b20ость в провеe80eдении иc739сследо4454ваний в по3bf2пуляции дbd08етей и п681eодростков, интенсификации об0354учающиc1d6х и просветительскиc1d6х проf94aграмм в данноfd54й по3bf2пуляции с ц4a8dелью по3bf2вышения о4a9eсведо4454мленноfd54сти о Фa155Р, сим6b202d3aптомах и по3bf2сл7541едствиях ин0dceсульта, а так9581жеa2c7 длc13fя об0354суждения семейноfd54го анаa84fмне1442заf6bc в пр5d5cеделах семьи.

Можноfd54 наa84fдеяться, чтc04cо детиdd4b, прошедшие регулярные качесfcb7твенные об0354учающие проf94aграммы по3bf2 по3bf2вышению о4a9eсведо4454мленноfd54сти о Фa155Р и сим6b202d3aптомах ин0dceсульта, а так9581жеa2c7 об0354 алгоритмах по3bf2вед2dafения при088b об0354наa84fружеa2c7нии ч9792еловека с клинической картиноfd54й ин0dceсульта, сформируют в будущем по3bf2коление, в коc9d9тором не1442 буд9543ет проб0354лемы не1442до4454статочноfd54й о4a9eсведо4454мленноfd54сти или не1442правильноfd54го ре9bf8агирования наa84f сим6b20птad5aомы цере059aброваскулярных катастроф. Это в свою очередь по3bf2зволит существенноfd54 по3bf2высить при088bвержеa2c7нноfd54сть здо4454ровому об0354разу жи63f0з51fdни, улуч7a6aшить резуdc3cльтаты профиa621лактики и л1912ечения ин0dceсульта, сократить инвалиди63f0зацию и об0354еспечить путь к активноfd54му качественноfd54му до4454лголc306етию н5412аселения без сущ9ae3ественных эконоfd54мическиc1d6х заf6bcтрат бюджеa2c7та страны.

Список литературы

1. Neurology Working Group of the Cohorts for Heart and Aging Research in Genomic Epidemiology (CHARGE) Consortium; Stroke Genetics Network (SiGN); International Stroke Genetics Consortium (ISGC). Identification of additional risk loci for stroke and small vessel disease: a meta-analysis of genomewide association studies. Lancet. Neurol. 2016;15(7):695–707.

2. WHO. The top 10 causes of death, WHO.

3. Kada A., Nishimura K., Nakagawara J., et al.; J-ASPECT Study Collaborators. Development and validation of a score for evaluating comprehensive stroke care capabilities: J-ASPECT Study. BMC. Neurol. 2017;17(1):46.

4. Lynch J.R., Sun C.K., Deslich S. Integrating Preventive Cardiovascular Healthcare Into Home Health: A Pilot Study. Home Healthc. Now. 2017;35(1):19–25.

5. Орлова А.С., Лисиченко Д.А., Чер И.С. и др. Осведомленность населения о факторах риска и основных симптомах инсульта (обзор литературы). Профилактическая медицина. 2015;18(6):91–6.

6. Metias M.M., Eisenberg N., Clemente M.D., Wooster E.M., Dueck A.D., Wooster D.L., Roche-Nagle G. Public health campaigns and their effect on stroke knowledge in a high-risk urban population: A five-year study. Vascular. 2017;1:1708538117691879.

7. Miyashita F., Yokota C., Nishimura K., Amano T, Inoue Y., Shigehatake Y., et al. The Effectiveness of a Stroke Educational Activity Performed by a Schoolteacher for Junior High School Students. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(6):1385–90.

8. Beal C.C., Flanders S.A., Bader S.G. Can Children Reduce Delayed Hospital Arrival for Ischemic Stroke?: A Systematic Review of SchoolBased Stroke Education. J. Neurosci. Nurs. 2016;48(3):2–13.

9. Williams O., Hecht M.F., DeSorbo A.L., Huq S., Gerin W., Noble J. Effect of a Novel Video Game on Stroke Knowledge of 9- to 10-Year-Old, LowIncome Children. Stroke. 2014;45(3):889–92.

10. Lima M.J., Moreira T.M., Florêncio R.S., Braga P. Neto. Factors associated with young adults’ knowledge regarding family history of Stroke. Rev. Lat. Am. Enfermagem. 2016;21(24):2814.

11. Williams O., DeSorbo A., Noble J., Gerin W. Child-Mediated Stroke Communication: Findings From Hip Hop Stroke. Stroke. 2012; 43(1):163–69.

12. Kim Y.S., Park S.S., Bae H.J., Cho A.H., Cho Y.J., Han M.K., et al. Stroke awareness decreases prehospital delay after acute ischemic stroke in Korea. BMC. Neurol. 2011;11:2.

13. Williams O., Noble J.M. Hip-hop’ stroke: a stroke educational program for elementary school children living in a high-risk community. Stroke. 2008;39(10):2809–16.

14. Williams O., DeSorbo A., Noble J., Shaffer M., Gerin W. Long-term learning of stroke knowledge among children in a high-risk community. Neurology. 201;79(8):802–6.

15. Dressman L.A., Hunter J. Stroke awareness and knowledge retention in children: The Brain Child Project. Stroke. 2002;33(2):623–25.

16. Miller E.T., King K.A., Miller R., Kleindorfer D. FAST Stroke Prevention Educational Program for Middle School Students: pilot study results. J. Neurosci. Nurs. 2007;39(4):236–42.

17. Shigehatake Y., Yokota C., Amano T., Tomii Y., Inoue Y., Hagihara T., et al. Stroke Education Using an Animated Cartoon and a Manga for Junior High School Students. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(6):1623–27.

18. Sakamoto Y., Yokota C., Miyashita F., Amano T., Shigehatake Y., Oyama S., et al. Effects of Stroke Education Using an Animated Cartoon and a Manga on Elementary School Children. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(7):1877–81.

19. Ishigami A., Yokota C., Nishimura K., et al. Delivering Knowledge of Stroke to Parents Through Their Children Using a Manga for Stroke Education in Elementary School. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2017;26(2):431–37.

20. Amano T., Yokota C., Sakamoto Y., Shigehatake Y., Inoue Y., Ishigami A., Hagihara T., Tomii Y., Miyashita F., Toyoda K., Minematsu K. Stroke Education Program of Act FAST for Junior High School Students and Their Parents. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(5):1040–45.

21. Marto J.P., Borbinha C., Filipe R., Calado S., Viana-Baptista M. Impact of stroke education on middle school students and their parents: A cluster randomized trial. Int. J. Stroke. 2017;12(4):401–11.

22. И Сун Чер, Захарова А.А., Орлова А.С. и др. Повышение информированности школьников о признаках инсульта с использованием модифицированного теста УДАР. Медицинский алфавит. Неврология и психиатрия. 2017;1:56–9.

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: Е.С. Акарачкова – д.м.н., президент международного общества «Стресс под контролем», Москва; e-mail: nevrorus@mail.ru

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Статьи по теме

Смотрите также